Общение
Первое, о чем следует вспомнить, начиная беседу, это равноправие. Хороший, оживленный и содержательный для всех участвующих сторон разговор должен представлять собой диалог высказался сам - дай высказаться другому.
Причем, как показывает практика, важно соблюдать меру и в разговоре, и в молчании, поскольку вечно безмолвный слушатель выглядит ничуть не симпатичнее болтуна. Итак, разговор - это когда все собеседники говорят равное количество времени, что называется "слово за слово".
Можно выделить две основные
разновидности разговоров - деловой и частный.
Частный разговор, понятно, допускает все то, что в деловом воспрещается строго настрого, например: крепкие словечки, меканье, беканье, заикание, пропитывание окончаний, увиливание от ответов и некорректное обращение. Короче говоря, в частной беседе вы наверняка будете придерживаться того стиля и тех рамок, которые приняты в вашем окружении, и в данном случае выбор средств общения целиком зависит от этих принятых стандартов.
Деловой же разговор гораздо более, нежели частный, подчинен определенным законам. Но для того чтобы деловой разговор был серьезным, нужно чтобы Ваш имидж соответствовал этому. Скажем можно купить модный костюм или трикотаж из Иваново. Одежда и стиль неприменная часть делового разговора. Например, существует множество великолепных, пышных, подчеркнуто-вежливых обращений, которые, к сожалению, давно считаются устаревшими. При всей вашей воспитанности и благонравии сейчас недопустимо обратиться к человеку, например, "уважаемый". Видите ли, скорее всего, такое обращение будет воспринято как издевка. Почему так получилось? Трудно объяснить. Просто имейте в виду на всякий случай, что обращение к незнакомому или малознакомому человеку нужно заранее тщательно продумать и, разумеется, никогда не начинать сразу говорить "ты".
На "ты" - только с близкими знакомыми и с чужими детьми до 16 лет. Ни возраст, ни положение, ни достаток, ни регалии не дают права обращаться к собеседнику на "ты", если вас не связывают тесные дружеские или родственные отношения. Иначе это звучит фамильярно. Когда можно перейти на "ты"? Тут особых правил нет. Это зависит от отношений, коммуникабельности, настроя, наконец, намерений - ваших и вашего собеседника. Однако помните, что если вы беседуете с женщиной, то инициатива такого перехода должна принадлежать ей. Точно так же в ситуации, когда ваш собеседник старше по возрасту и по положению, не стоит лезть поперек батьки в пекло. Заметим, что даже при самых близких отношениях можно оставаться с человеком на "Вы" и при этом называть его по имени, или при самом мимолетном знакомстве говорить с обоюдного согласия друг другу "ты", а обращаться по имени и отчеству.
Однако характер любой речи и положительный исход любых переговоров зависят не только от смыслового наполнения. Помимо того, что вы рассказываете, огромное значение имеет также то, как вы это делаете. Случалось ли вам говорить слишком громко, усиленно жестикулировать, гримасничать, перебивать в пылу спора вашего собеседника, уклоняться от темы, вытряхивать на него пуды своих проблем, часами мучить болтовней о детях, внуках, бабушках и собаках? Случалось ли вам не отвечать на вопросы или делать вид, будто вы их не расслышали? Если именно это и составляет вашу разговорную практику, прекратите ее немедленно. И не возобновляйте до тех пор, пока полностью не измените ваш стиль общения.
Характер разговора определяется не столько лексикой, сколько интонацией. Именно она порой может смертельно обидеть собеседника или, напротив, раз и навсегда расположить его к вам, сделать вашим преданнейшим союзником. Следовательно, вы должны говорить с людьми так, чтобы в вашем тоне чувствовалось спокойствие, уважение, искренняя симпатия. Ничто не дает вам права быть невежливыми в разговоре - ни плохое самочувствие, ни неприятности на работе, ни усталость, ни спешка, ни настроение, ни погода.
Действительно воспитанный и умный человек в беседе спокоен, доброжелателен, тактичен, поскольку раз и навсегда усвоил: ключ к взаимопониманию дают не только слова, но и эмоции, исходящие от всех участников беседы.
Дело в том, что именно языком эмоций, пониманием интонации мы овладеваем гораздо раньше, чем смыслом слов и речью как таковой. Именно интонация становится для ребенка проводником психологического состояния окружающих его взрослых, благодаря чему он, не отдавая себе отчета в смысле произносимых родителями слов, способен улавливать общий оттенок сказанного и соответственно реагировать: улыбаться, плакать, пугаться. Эта способность постепенно делается привычкой, и взрослый человек, улавливая на подсознательном уровне эмоции собеседника, порой не в состоянии логически обосновать возникающее при общении с ним чувство страха или неприязнь. Она же объясняет тот факт, что наблюдательный человек может, совершенно не зная языка, достаточно легко на слух, по одной лишь интонации отличить приветствие от просьбы, возглас удивления от ропота недовольства. Так что возьмите на вооружение: беседуя с незнакомым человеком, тем более с иностранцем, который плохо понимает вас, необходимо тщательно следить и за тем, что вы говорите, и за тем, как вы это делаете.
А если вы действительно настроены серьезно и хотите научиться производить приятное впечатление на окружающих, вам придется, просто придется заняться еще и своими голосовыми данными. Подумайте сами, насколько тяжело общаться, например, с женщиной, у которой визгливый,
неприятный голос базарной торговки, пусть даже сама она великолепно одета, чудесно причесана и прекрасно воспитана. Не захочется вам с ней разговаривать, а тем более сотрудничать, ведь в таком случае вам пришлось бы каждый божий день выслушивать эту какофонию. Скажете, бедняжке не повезло, мол, голос - это от природы, такая болезнь хроническая и лечится расстрелом? Ничуть! Чепуху вы сказали! И знаете, почему? Потому что при желании можно исправить любой свой недостаток.
Голос, манера говорить - это результат воздействия многих факторов: национальность, местность, где данный человек родился и вырос, с детства привычные и накрепко усвоенные речевые шаблоны окружающих (родственников, друзей, соседей, учителей в школе), манера его супруги говорить ему "доброе утро", работа и т. д. Начать что-либо менять - значит начать искоренять привычки настолько давние, что никто из тех, с кем этот человек общается много-много лет, не в состоянии будет вспомнить, когда же они появились. Да он и сам не вспомнит. А вы? Впрочем, это не важно. Главное - установить, нуждаются ли ваш голос и ваши интонации в усовершенствовании. Для этого достаточно записать на магнитофон то, как вы читаете, например, статью из газеты. Прослушайте, что получилось, и вам все станет ясно.
Следующий этап - уже непосредственная работа над голосом - потребует от вас определенного мужества и готовности потратить время и силы на не слишком увлекательные упражнения и постоянный контроль за собой. Те люди, которые примут решение добиться результатов, достойны всяческого восхищения. Их мы сразу попросим набраться терпения и предупредим, что изменения станут заметны только через несколько месяцев упорного труда. Да, это сложно. Но когда основные трудности будут позади и вы добьетесь своей цели, то поймете, что ни одна минута ваших усилий не была потрачена даром, что каждая секунда окупилась сторицей и вы стали мастером.
Как достичь этого? Существует целый ряд упражнений, каждое из которых по-своему необходимо. С ними вы можете ознакомиться, приобретя специальную литературу или поступив на курсы ораторского искусства. Ну, а чтобы вы имели представление, что искать, мы приведем некоторые:
Упражнение 1. Включите радио. Внимательно прислушайтесь к голосам ведущих и выберите из них тот, который покажется вам наиболее
приятным и выразительным. Теперь вам нужно будет каждый день уделять хотя бы минут пятнадцать для прослушивания и повторения за выбранным ведущим слов и предложений, копирования его интонаций и произношения.
Упражнение 2. Запишите этот симпатичный вам голос на пленку, затем запишите свой и воспроизведите одну запись за другой. Обратите внимание на скорость речи, дикцию, выразительность, смысловые ударения и произношение трудных иностранных слов. Проанализируйте, насколько ваш голос далек от идеала. Отнеситесь к своему голосу критически, и оцените его по десятибалльной системе. Повторяйте это упражнение каждый день до тех пор, пока не дойдете до оценки "10". И не надо лениться и себя обманывать.
Упражнение 3. Читайте каждый день минут по десять вслух. Это укрепит ваши связки и поможет научиться управлять голосом. Используйте для упражнения ваши конспекты и тексты для презентации. Таким образом вы сможете подобрать идеальный вариант их исполнения. Попробуйте записать тренировку на магнитофон и ежедневно обновлять запись, пока не получите такое звучание, которое вас устроит. Храните эти записи и еженедельно переслушивайте, чтобы следить за своими успехами или... Впрочем, для упорного и трудолюбивого человека никакого "или" быть не может. Саму возможность "или" надо сразу исключить.
Вместо этого лучше уделите внимание заботе о вашем голосе. Из всех инструментов, необходимых для успешной карьеры в сетевом маркетинге, этот самый хрупкий и уязвимый. Поэтому, чтобы избежать неприятностей, попробуйте просто соблюдать вполне нехитрые правила:
1. Старайтесь избегать чрезмерной усталости и напряжения. Помните:
спокойный голос может исходить только из спокойного тела. Следовательно, расслабляйте мышцы горла, не заставляйте ваши голосовые связки работать на износ, этим вы только повысите тон голоса, сделаете его неприятным, неестественным и сорвете.
2. Если вы чувствуете, что голос вам отказывает и вообще собирается исчезнуть, постарайтесь расслабиться. Отдохните, сделайте короткую прогулку, и - это самое важное - помолчите. Ко всему перечисленному прекрасным дополнением будет пункт 3.
3. Теплый чай с лимоном поможет смягчить горло. Если нет чая - попейте теплой кипяченой воды.
4. Старайтесь не простужаться и не подхватывать ангины. Эти заболевания могут наделить ваш голос "трещиной", и он всегда будет звучать с неприятной, а порой и раздражающей хрипотцой. Носите теплый шарф, берегите себя!
Помимо слова и звука, в процессе общения есть и еще одна немаловажная деталь - это жесты. Движения, которые делаете вы, чтобы убедить в чем-либо вашего собеседника и которыми ваш собеседник отвечает вам. В данном случае, разумеется, мы не имеем в виду выхваченный из кобуры кольт. Это уже действие и вполне недвусмысленное. Речь идет о движениях, как правило, неконтролируемых, но выразительных, которые в контексте той или иной ситуации можно истолковать по-разному.
Невербальные аспекты коммуникаций в той или иной мере всегда привлекали человека. Вспомните, например, актеров немого кино. Их творчество было бы просто невозможно, если бы они не наблюдали и не учились правильно воспроизводить жесты людей в той или иной ситуации. Да и сейчас, придя в театр, вы будете разочарованы, если какой-либо исполнитель станет выкидывать коленца, по смыслу совершенно противоположные тексту роли. Вы назовете это плохой игрой - и будете правы. Но точно такой же, если не большей, критики можно подвергнуть и вас, если в деловой беседе вы стараетесь быть любезным и не можете скрыть жестов раздражения. Человек, который в это время разговаривает с вами, не сможет придраться к словам, но будет чувствовать дискомфорт и вряд ли отнесется к вам доброжелательно. Почему?
Потому что язык жестов люди воспринимают подсознательно и склонны доверять ему гораздо больше, чем любому способу вербальной коммуникации. Общение на уровне слов передает информацию, на уровне жестов - отношение к ней, не говоря уже о том, что жесты могут заменить слова. По оценке ученых в процессе общения словам отведено лишь 7%; 38% отданы звукам и интонации, а остальные 55% приходятся именно на язык жестов. Человек редко задумывается над тем, какие движения он делает во время разговора, а зря. То есть, даже если вы будете следить за собой, вам все равно не удастся скрыть ложь, или недоброжелательность, или нерешительность. Жесты нельзя подделать. Но можно обучиться тем из них, которые впоследствии будут полезны при общении с малознакомым человеком и помогут расположить его к себе.
[ Вернуться назад ] |